Люк Донкервольк: «EXP 10 Speed 6 – самый роскошный спорткар в мире»

Раскажи друзьям: 

люк донкервольке.jpg

В первый пресс-день не удалось встретиться с главой дизайна Bentley Motors – у него были дела важнее. Люк Донкервольк представлял новый концепт Bentley-стенда председателю совета директоров концерна Volkswagen – Фердинанду Пиху. В послеобеденное время второго журналистского дня в расписании шеф-дизайнера уже не значилось никаких интервью.

Беседовал: Роман Масленников, фото: Марии Асановой


Р.М.: Наш издатель передоверил интервью мне, несмотря на то, что уже проводил с вами не одну встречу. Он сказал: «Люк, наверное, устал от моих вопросов про Bentley Bentayga SUV, так что в этот раз с ним встретиться лучше тебе».

Л.Д.: На самом деле сложно говорить об автомобиле, который еще не готов. Но по мере появления живых деталей я обязательно поделюсь с вашим издателем. Кстати, передавайте привет, с ним всегда интересно скоротать полчасика.

Ок, отложим кроссовер до премьеры. Поговорим о блестящем концепте EXP 10 6 Speed. Говорят, концепт был создан в рекордно короткие сроки?

Построение заняло около 8-9 месяцев. Но, честно говоря, над концептом я начал работать, как только присоединился к семье Bentley в 2012 г. Так что новинка не такая уж новая. Проект родился в моем сознании в первый рабочий день в Bentley.

Это самый маленький Bentley.

Не такой уж и маленький! Автомобиль ниже и шире, чем семейство GT. Я бы даже компактным Bentley это не назвал. И в иерархии это не модель ниже GT. Это модель, которая стоит рядом с GT. Последний – это «Гран Турер», концепт – это двухместный спорткар. А предназначен автомобиль для другой аудитории. Да, возможно, он будет доступнее GT, но это модель «не ниже». 

Маркетологи уже прописали возрастную категорию?

Вам может быть 35, 25 лет или вы просто любите и умеете быстро водить. Зачем ограничивать возрастные рамки?

Интерьер показался не таким просторным, к которому мы привыкли в салонах Bentley – пространство, широта интерьера. В концепте этого ощущения не возникает.

Да, это так, спорткар не может быть другим, но мы все же открываем новый сегмент, новое понимание спорткара.

И я о том же! Ваши автомобили – это комфорт, роскошь. EXP 10 Speed 6 – что-то другое. Это вообще Bentley?

У нас есть роскошь и перформанс. К примеру, Mulsanne – это очень много роскоши и перформанса, это most performance luxury седан в мире. EXP 10 Speed 6 – попросту самый роскошный спорткар в мире. И это доказуемо. Примеров много. Aston Martin –действительно динамичные, но загляните в интерьер, там больше пластика, чем вы ожидаете. Rolls-Royce делает роскошные машины, но без яркого спортивного акцента.

Поэтому в мире нет такого роскошного спорткара. К слову, мир привык к тому, что спортивные автомобили довольно аскетичны. Мы ломаем стереотип.

Это общекорпоративное мышление или же ваше умозаключение?

Я бы не сказал, что это мое откровение. Просто когда я сижу за рулем, вещи становятся кристально ясными. Если я за рулем какой-либо модели Mercedes-Benz AMG, то понимаю, что спорта тут достаточно, но при этом качество исполнения не на самом высоком уровне. Швы в области вентиляции сидений, деревянные панели, ммм… скажем так. Они не тратят четыре недели на препарирование дерева, металл чаще оказывается пластиком. Мы создаем больше престижа. Это и есть понимание наших автомобилей, когда ты знаешь, сколько заботы вложено в создание продукта. Большинство автомобилей на рынке – неплохие машины и людям этого достаточно. Мы же делаем особенные автомобили для особенных людей.

Садясь в автомобиль, вы его сканируете, соответственно, вряд ли подвержены рекламной концепции того или иного производителя. Вы видите автомобильный мир как матрицу. Так сложно жить.

К сожалению, каждый день я сталкиваюсь с миром, в котором производители не стараются сделать лучший автомобиль. Они делают хорошее, доступное качество, скажем так. Они делают то, что желает рынок, как им кажется. А вот Фердинанд Пих всегда уделял особенное внимание деталям, поскольку он перфекционист. Он всегда двигал вопрос качества: с каким звуком закрывается дверь, тактильные ощущения при оперировании органами управления, вспомните те же трехмиллиметровые зазоры дверей. Это была его идея в 90-ых, но другие производители были не столь оптимистичны. Сегодня же это норма. Всем пришлось равняться на VW Group. Это и называется прогрессом.

Как создавать качество?

Нужно постоянно анализировать точность линий, сочленений, зазоров, как встречаются дизайн линий в производстве, как цвета контрастируют, как контрастируют материалы, фактуры, как осуществляется переход от одного материала к другому. Особое внимание к швам – прямолинейным, а не зигзагообразным швам. Все это и создает качество. Также нужно понимать, что просто функциональный автомобиль не должен хватать звезд с неба. Но когда ты говоришь об особенном «клубе», то тут уровень должен быть на самой высокой планке. Наши клиенты – экстремально взыскательные. Я вожу разные автомобили, в моем гараже много брендов. Но мне действительно сложно принять автомобиль, исполненный средненько.

Есть в вашем гараже, к примеру, что-то японское?

Нет.

Возьмем, к примеру, Audi A6. Отличный дизайн! Но через поколение этот дизайн не запоминается так, как дизайн Bentley. Если А6 будет стоить денег Bentley, неужели мы вдруг дружно «запечатаем» в своем воображении дизайн Audi на годы, десятилетия?

Это другая история! И я не могу говорить за Audi. Когда мы запускаем новую модель на рынке, то соблюдаем определенный уровень наследственности. Ты представляешь миру новый уровень технологий, но сохраняешь брендовую подлинность. Мы стараемся не создавать историческую паузу, если так можно выразиться. В случае с новым поколением Audi это не всегда преследование наследия, это чаще представление новых линий, это мотивация потребителей на покупку нового поколения. Это просто другой подход! Если у вас есть Bentley, то не так важно, какого он поколения или года. Это может быть машина 50-летнего возраста или годовалая, это все равно Bentley! Имиджевая стоимость всегда одна. Таким образом, на ужине вас не будут встречать взглядами, оценивающими ваш статус. Он всегда будет высок, если вы вышли из Bentley, не важно, какой генерации и года. Bentley Continental Mark VI, Brooklands – автомобиль может быть снят с производства, но его ценность вечна. Вот так мы защищаем наш бренд.

Но у вас меньше свободы при разработке будущих машин.

Для меня это вызов. Лично я считаю, что много свободы – это не очень хорошо. Чистый листок бумаги перед тобой, ок, и с кем ты будешь конкурировать? Вызов – это всегда проблемы. И решение проблем, возникающих в процессе, как раз и есть результат твоих усилий – получилось или нет. Представь, ты отдыхаешь на пляже: солнце, вода, небо, песок… Тотальный комфорт! Что это дает? Это расслабляет твою креативность. Если ты в тюрьме, тебе приходится быть изворотливым, чтобы оттуда выбраться. Это базовый пример, но он хорошо иллюстрирует торможение и разгон прогресса. Мне сложно просто валяться на пляже, именно поэтому я стараюсь планировать свое существование таким образом, чтобы не расслабляться. Ментально и физически.

Постоянная встряска – вот в каком режиме вы работаете!

Я не заинтересован работать в компании, где нет вызова. Если нет вызова, так почему я должен быть креативным? Посмотри на «Формулу 1», прогресс в гонках достигается только за счет постоянного усложняющегося техрегламента. Производители ищут способы, технические уловки, чтобы преуспеть. И это двигает конструкторов.

Однако каждый производитель по-разному подходит к вопросу прогресса.

Верно. Это, к примеру, разница в немецком и итальянском подходе. Есть правила и все следуют им – это немецкий подход. Итальянский: есть правила и надо постараться их обойти. Немцы креативят в рамках правил, итальянцы же творят более свободно. Если ты едешь по дороге в Италии в рамках разрешенной скорости, на тебя могут показать пальцем – ты слишком медлителен. В Германии при нарушении скоростного лимита на тебя тоже будут показывать пальцем, но уже по другой причине. То же самое и в еде. В Италии это базовые продукты, и получается что-то очень фантастическое. Французская кухня довольно сложна, но на выходе также шедевр... Американцы, впрочем, на то и другое скажут: этого недостаточно, принесите кетчуп! Мы как-то с другом пошли в парижский ресторан, специализирующийся на Canard à l’orange. Нам принесли эту божественную утку в апельсиновом соусе. И первое, что мой американский друг спросил у официанта: «Извините, а у вас есть кетчуп?». Нас чуть не напнули оттуда. Впрочем, мы отвлеклись.

Можете в двух словах сформулировать, что такое Bentley Club?

Ну, это примерно то, о чем я говорил последние 40 минут. И в то же время это результат наших усилий. Ты можешь делать работу хорошо, а можешь работать, постоянно задавая вопросы системе. Смысл работать в компании, если я не перевожу продукты в иное измерение? Мне не надо менять все Bentley! Зачем? Но нужно добавлять специальный соус. И это то, ради чего я работаю, а не просто соблюдаю рабочий график. Вот, к примеру, наши омыватели фар… Ты не замечаешь, что они есть, но они работают тогда, когда в этом есть необходимость. Это как машины Джеймса Бонда: с виду спорткары, но когда нужно, то из-под бампера может выдвинуться и оружейная пушка. Скрытые функции! Я следил за журналистами на автосалоне. Далеко не все заметили, что дверные панели интерьера концепта сделаны из дерева, поскольку все привыкли видеть на этом месте кожу. Мы называем это «взглядом водоноса»: он несет ведра с водой и видит только перед собой. Это, я считаю, одна из ценностей нашей истории. Это и есть Club Privée. Это и есть Bentley Club, потому что ты знаешь кое-что, чего не знают другие.

Можно вас попросить нарисовать что-нибудь very Bentley в моем блокноте?

Конечно! Для меня лично суть Bentley – это пара линий. Хороший дизайн, на мой взгляд, это когда ты видишь сущность, а это лишь две-три линии. Я счастлив, когда вижу чистый дизайн, понятный, без лишних нагромождений и примеси. Мой метод таков – я сканирую объект 15-20 секунд, закрываю глаза… И если я вижу основную тему дизайна, значит, работа удалась. Если не вижу – извините, дизайн провальный. Нарисую тебе еще парочку линий…

люк донкервольке2.jpg

Это 911-ый!

Верно! Ты его узнаешь всегда, на протяжении десятилетий. Значит, работа удалась! К сожалению, далеко не у всех получается так работать. Машина первого и последнего поколений – у них одна сущность. Я согласен, что нужно вносить изменения в новое поколение, но чаще в автомире мы видим новую модель, которая сбрасывает исторический счетчик. Люди не помнят и не запомнят ничего в итоге. Большинство сегодня работают – лишь бы их продукт добавили в корзину.

Мы как раз пришли к ответу на вопрос: почему дизайн Bentley запоминающийся?

Может потому, что у меня больше получается рисовать, чем придерживаться темы разговора? (Смеется.)




Краткая ссылка: http://clubmag.kz/blog/7/